Сменить язык
Example Frame

Пичугин Эдуард Анатольевич

Генеральный директор киностудии "Ленфильм". Член правления Союза Кинематографистов Российской Федерации, Президент Сообщества национальных кинотеатральных организаций «Киноальянс», член правления Гильдии Продюсеров России. С 1999 года вплотную занимается продвижением кинопоказа и кинопрокатом. Кандидат экономических наук, автор диссертации "Управление денежными потоками предприятий кинопроката" (защищена по специальности "Финансы и кредит"). Основатель федеральных киносетей "Кронверк Синема" и «КИНО СИТИ».

Новости



К О Н Ц Е П Ц И Я поддержки Российским Авторским Обществом (РАО) развития отечественной кинематографии в Российской Федерации

14/10/2011

К О Н Ц Е П Ц И Я

поддержки Российским Авторским Обществом (РАО)

развития отечественной кинематографии

в Российской Федерации

 

                                               Введение

 

Концепция поддержки Российским Авторским Обществом (РАО) развития отечественной кинематографии в Российской Федерации  разработана исходя из ситуации, сложившейся в России в настоящее время.

Анализ сегодняшнего положения дел в области кинематографии позволяет заключить следующее.

Далеко не во всех регионах Российской Федерации зритель имеет возможность посетить современный кинотеатр, получить качественную услугу с учетом развития новых технологий в области кинематографии.

 Несмотря на существующие проблемы из приведенных ниже данных видно, что с учетом открытия новых кинозалов, в том числе залов с возможностью цифрового (3D) кинопоказа, сборы от демонстрации фильмов в кинотеатрах увеличиваются.

 

Динамика основных показателей кассовых сборов

в 2008-2010 годах (по годам)

 

 

2008

прирост

2009

прирост

2010

Общий сбор (млрд. руб.)

20, 2

+18,6%

24, 0

+32,8%

32, 0

Зрителей (млн.чел.)

135, 4

+5,2%

142, 5

+15,6%

164, 7

Кинотеатров

Залов

   751

1 878

 

   754

2 102

 

   870

2 440

 

 

Динамика показателей цифрового (3D) кинопоказа

в 2008-2010 годах (по годам)

 

 

2008

2009

2010

2011

(на 01марта)

Цифровые (3D) залы

88

348

942

982

 

Следует отметить, что ежегодно средняя цена билета увеличивается. Так, с 91,3 руб. в 2004 году до 193,3 руб. в 2010 году.

Однако, несмотря на приведенную положительную динамику развития отечественного кинематографа, представляется, что кинематограф нуждается в дополнительной поддержке.

В соответствии с Федеральным законом РФ от 22.08.1996 N 126-ФЗ  «О государственной поддержке кинематографии Российской Федерации» кинематография Российской Федерации, являясь неотъемлемой частью культуры и искусства, должна сохраняться и развиваться при поддержке государства.

Указанный Федеральный закон определяет основные направления деятельности государства по сохранению и развитию кинематографии и устанавливает порядок государственной поддержки кинематографии.

Закон устанавливает, что одной из форм государственной поддержки кинематографии является частичное государственное финансирование производства, проката и показа национальных фильмов.

Полномочия по осуществлению государственной поддержки кинематографии возложены на Министерство культуры Российской Федерации.

Одним из основных направлений деятельности Минкульта России является разработка и реализация федеральных программ в части, относящейся к сохранению и  развитию кинематографии.

В настоящее время действует Федеральная целевая программ «Культура России (2006-2011 годы»), утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 8 декабря 2005 года № 740.

В рамках указанной программы оказывается государственная поддержка производства российских фильмов.

Помощь государства, в лице Министерства культуры Российской Федерации, в деле поддержки организаций кинематографии, осуществляющих производство, тиражирование,  прокат и показ фильмов, неоценима.

Однако учитывая сегодняшние реалии, в частности, масштабный переход мировой киноиндустрии на цифровое оборудование, введение в России пошлины на цифровые кинопроекторы для кинотеатров, незаконное использование аудиовизуальных произведений в сети Интернет, представляется, что организации, осуществляющие публичное исполнение фильмов (кинотеатры), нуждаются в дополнительной поддержке со стороны всех заинтересованных лиц.

 

Предложения РАО по поддержке отечественной

кинематографии в Российской Федерации

 

РАО является организацией по управлению правами  авторов на коллективной основе, было создано в 1993 году самими правообладателями (композиторами и иными авторами). Создание РАО было одобрено Указом Президента РФ от 07.10.1993 N 1607 "О государственной политике в области охраны авторского права и смежных прав".

В соответствии с нормами Гражданского кодекса Российской Федерации РАО получило государственную аккредитацию в сфере коллективного управления правами композиторов, являющихся авторами музыкальных произведений (с текстом или без текста), использованных в аудиовизуальном произведении, на получение вознаграждения за публичное исполнение или сообщение в эфир или по кабелю такого аудиовизуального произведения.

РАО, как организация по управлению правами на коллективной основе, получившая государственную аккредитацию (аккредитованная организация), вправе наряду с управлением правами тех правообладателей, с которыми она заключила договоры о передаче полномочий по управлению правами, осуществлять управление правами и сбор вознаграждения для тех правообладателей, с которыми у нее такие договоры не заключены.

Реализуя указанные полномочия, РАО заключает с кинотеатрами, осуществляющими публичное исполнение (показ) кинофильмов и других аудиовизуальных произведений договоры о выплате авторского вознаграждения композиторам за публичное исполнение музыкальных произведений при демонстрации фильмов.

Из общего числа кинотеатров России (870) с РАО имеют договоры около 500 кинотеатров.

На основании вышеуказанных договоров РАО собирает с кинотеатров авторское вознаграждение.

 

Сборы РАО авторского вознаграждения за использование

музыки в кино

 

 

2008

прирост

2009

прирост

2010

Общий сбор (млн. руб.)

63, 2

+65,64 %

104, 8

+127 %

237, 7

 

 

В целях поддержки российской киноиндустрии  РАО рассматривает возможность:

 

1.     Установления одинаковой ставки для всех кинотеатров в размере 1,2% (вместо 1,5%);

2.     Установления одинаковой ставки для сетевых кинотеатров в размере 1% (вместо 1,2%);

    

3.     Установления следующих ставок для вновь открывающихся или открывающихся после переоборудования кинотеатров/кинозалов в размере:

 

 

период

для вновь

открывающихся

после

переоборудования

первый год

0,5%

0,8%

второй год

0,8%

0,9%

третий год

1%

с четвертого

года

 

1,2%

 

4.     Установления ставки для кинотеатров, в репертуаре которых постоянно находится более 70% детских кинофильмов, в размере 0,8%;

 

5.     Установления за публичное исполнение (показ) научно-популярных и документальных фильмов формата IMAX ставки в размере 0,5%;

 

6.     Изменения ставки при бесплатном входе – 100 руб. и установление её в размере 0%; введения ставки для благотворительных киносеансов в размере 0%;

 

7.     Установления ставки для кинотеатров (не входящих в какую-либо сеть), расположенных в населенных пунктах с численностью населения менее 100 тыс. чел., в размере 0,8%;

 

8.     Для кинотеатров, входящих в программу развития российского кинопоказа, направленную на создание культурно-образовательных центров в регионах России (например, «Киноклуб»), установления ставки в размере 0,8%;

 

9. Снижения ставки за публичное исполнение произведений для предприятий общественного питания, расположенных в фойе кинотеатров, на 50%, т.е. с 52 руб. за 1 посадочное место до 26 руб.;

 

 

10.   Снижения ставки за публичное исполнение произведений в фойе кинотеатров на 50%, т.е. с 2 руб. за м2 до 1 руб. за м2;

 

11.  Установления ставки за публичное исполнение (показ) аудиовизуальных произведений в детских оздоровительных  и спортивных лагерей в размере 0%.

 

 

Заключение

 

Общее снижение и установление дифференцированных ставок авторского вознаграждения позволило бы кинотеатрам высвободившиеся средства направлять на развитие своей демонстрационной базы, включая закупку нового оборудования для цифровых (3D) залов, что в целом должно позитивно повлиять на состояние отечественного кинематографа в Российской Федерации.

Несмотря на то, что реализация РАО вышеуказанных изменений ставок авторского вознаграждения на первоначальном этапе приведет к уменьшению сборов РАО авторского вознаграждения, развитие кинематографической отрасли в целом должно привести к увеличению таких сборов.

Вместе с тем нельзя быть уверенными в том, что  дополнительные доходы, полученные владельцами кинотеатров в результате снижения ставок, будут  потрачены именно на  развитие отечественного кинематографа.

В этих условиях РАО могли бы быть рассмотрены и сообщены Министерству культуры РФ альтернативные предложения, касающиеся, например, целевой поддержки РАО процесса создания и проката российских фильмов через специальный фонд.

В первую очередь РАО могло бы способствовать  созданию качественных российских фильмов с участием российских композиторов, что, безусловно, было бы как в интересах данных правообладателей, так и в интересах   общества и государства в целом.

 РАО могло бы также осуществлять материальную поддержку кинотеатров, специализирующихся на прокате российских фильмов, своими силами способствовать популяризации лучших российских фильмов и усилению к ним зрительского интереса.

Внесение в Министерство культуры РФ указанных предложений дало бы возможность    лишить сторонников максимально возможного (до 0,3%) снижения ставок значительной части их аргументов,  придало бы обсуждению проблемы с участием Министерства культуры РФ более рациональный и продуктивный характер.

При обсуждении проблемы следует также учитывать, что размеры фактически применяемых РАО в настоящее время ставок соответствуют практике, имеющейся в странах ЕС и  их резкое снижение, которое, безусловно, скажется на доходах иностранных правообладателей, не будет способствовать вступлению России в ВТО.      

 

 

 

 

ВКонтакт Facebook Одноклассники Buzz Яндекс Livejournal Liveinternet Mail.Ru
Вернуться к списку